Latest articles

Жизнь в Центральной Азии: Символика цвета в культуре кочевников

Жизнь в Центральной Азии: Символика цвета в культуре кочевников

Центральная Азия исторически ассоциировалась с населяющими ее просторы кочевыми народами и Великим Шелковым путем. Центральная Азия выступала как регион, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента — Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.

Восприятие цвета в большей степени визуально, оно зависит от настроения, от ассоциаций, вызываемых тем или иным цветом. Основными функциями, которые цвета выполняют в культуре, являются коммуникативные, символические и выразительные.

Большое место в материальной и духовной культуре занимают черный и белый цвета. Именно они занимают противоположенную позицию: белое - черное; плохое - хорошее; высокое - низкое и т.д. Остальные цвета спектра таких оппозиций ни с каким цветом не образуют.

Цвета у кочевых народов имели не только географическую, но и политическую окраску. Синий – небесный цвет был символом не только восточных тюрков, восстановивших «вечный божественный эл» - самоназвание «каганата», но и становится цветом имперской власти в трактовках современных авторов. Скорее всего, каганским, императорским цветом власти был желтый или золотой цвет.

Среди кочевников часто встречаются сочетания желтого и черного цветов в названиях подразделений их эля-государства. Например, желтые и черные тюргеши, сары багыш – кара багыш, шира (желтые) югур (уйгур) и хара (черные) югур и т.д. Так как желтый цвет символизировал центр – он становится символом центральной власти. Власть от неба, где светит единственное солнце – каган, император обладает единственным сакральным правом на власть.

Стороны света в тюркском мировоззрении отмечались различными цветами и обозначали . Север – черный (ночь, зима), юг – красный (день, лето), восток – көк/синий/зеленый (утро, весна), запад – белый (вечер, осень). Центр, а точнее зенит, отмечался желтым, золотым цветом.

В традиционной культуре казахов, белый цвет является священным, то есть белое – это символ чистоты, непорочности, справедливости, а также высокого социального положения. Так, правящий род чингизидов у казахов назывался «ак сөөк» – белая кость. В древности на белой кошме поднимали избранного хана, в жертву приносили белых конец и белых баранов.

У тюркских народов большую символическую роль, как и огонь, играли молоко и молочные продукты, называемые обобщенно «ак». У тюрков угощение гостя молочными продуктами (кумысом) считалось символическим приобщением к своему очагу.

У кыргызов белый цвет также символизирует чистоту, невинность. Период просвещения на кыргызском называется «агартуу» - «очищение». Про ленивых людей кыргызы говорят «ак кол», что переводится белая рука или белоручка.

Девушки, вышедшие замуж в течение 40 дней должны носить белый платок и хранить бережно всю жизнь. После свадьбы невесте меняют головной убор: вместо "шокуло" на ее голову одевают "элечек" - белый тюрбан, символ ее семейного положения.

Черный цвет ассоциировался с землей и материнским началом. Это был либо катунский род, откуда брали в жены каганы, либо род, главенствующий в другом крыле эля-государства. У тюрков каганы ведали левым крылом, правое же было младшим, земным крылом.

Значение черного цвета в казахской культуре носило не только негативный характер.

Выражение «кара букара» (черный народ) у казахов употреблялось не в уничижительном смысле, а в значении «сильный», «многочисленный» народ.

В соседнем Кыргызстане черный цвет имеет негативный смысл. Так, «кара жолтой» значит неудачи и неприятности. «Карангы» - человек необразованный. Кроме того, девушку, которая засиделась «в девках» называли «кара далы» - «черная спина».

Можно сделать вывод, что черный у кыргызов ассоциировался с неприятностями, потемками и неизвестностью.

Красный цвет это положительный символ – солнце, огонь и кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций. В Кыргызстане красный цвет символизирует доблесть и смелость. Считается, что красный оберегает от несчастий. На каждый судьбоносный год (мучол жыл), носят красную одежду.

У казахов цветообозначение красный встречается и во фразеологизмах, связанных с обычаями и традициями казахов. Например, согласно обычаям, к жилищу, где только что родился верблюжонок, привязывали красный флаг. Это было знаком: приближаться бесшумно, потому что шум мог погубить верблюжонка. Красный флаг выражал понятие «неокрепший, новорожденный». В других фразеологизмах красный цвет означал красивый, прекрасный: красивое лицо, прекрасная внешность, прекрасный лик, прекрасное волнение; остроумие — красное (мудрое) слово, красный (острый) язык, красный (умный) мужчина; жестокость — нещадный меч, жестокий человек, кровавый (испепеляющий) взгляд, плохая кровь; символ молодости: юная пора, юный возраст, крепкие ноги и др.

Символ красного цвета в Монголии - эта домашний очаг, очаг предков. Животные красного цвета - эта символ расцветать и роста стадо. Человек красного цвета - румяный человек - великий и могучий, удачливый и счастливый. В монгольской жизни очень важен огонь. Огонь это основа человеческой жизни. Это ее начало. Огонь это чудо. И монгольские мужчины всегда носят с собой огонь (спички или зажигалку). У нас много традиций и верований, связанных с огнем. Кровь это еда, борьба и бой. У нас есть пять цветов - символов еды. Второе место занимает мясо. Мясо - это монгольское основное блюдо. На монгольском флаге есть красный цвет – это символ огня и процветания.

Голубой цвет является одним из самых популярных цветов, он ассоциируется с чистым небом и водой, является символом спокойствия и благополучия, служит талисманом от вероломства и разных напастей. При этом, в южных областях Кыргызстана голубой цвет имеет негативную окраску и считается траурным, именно поэтому, в 1992 было принято решение о цвете государственного флага в пользу красного.

Символ монгольского синего цвета – это вечное небо, вечная жизнь, мир, спокойная душа. Много монголов считают, что они «Под вечным небом – синий Монгольский народ»-«Хөх Мөнх тэнгэрийн доорх хөх Монголын ард түмэн». Книги и другие источники, история в Монголии называются – синие книги, синие источники, монгольская синяя история.

Желтый цвет (сары) — цвет солнца, огня цвет высшего мира. Покидая прежнюю стоянку, казахи следовали древним традициям: верили в очистительную силу огня, поэтому кочевые народы между кострами, чтобы избавиться от действительно недобрых сил перед дорогой.

У казахского народа желтый цвет обозначал движение, тоску, бесконечную жизнь, простор и весомость. Таким образом, желтый цвет в понимании казахов означает длительный, непрерывный вид движения. В подтверждение приведем следующий ряд фразеологических сочетаний: от слова желтый произошли фразеологизмы: саргара жортсоң, кызара бөртөрсүң погов. как потопаешь, так и полопаешь (букв. побегаешь желтея, пополнеешь краснея); өңү самандай саргарган цвет лица у него очень поблёк (букв. стал жёлтым, как солома);

ал жумушка саргара киришти он с головой ушёл в работу.

Зеленый цвет ассоциируется с пробуждением природы, рождением новой жизни. Традиционно казахи не делают различия между синим и зеленым цветом. Возможно, это связано с архетипом всеединства мира, с переходом в отдаленной перспективе зелени степи в синь неба и их слиянием.

Вместе с тем в словарном запасе древних тюрков есть слово «йашыл», трансформировавшееся в казахское «жасыл». Жусуп Баласагуни в поэме «Благодатное знание» использует этот термин, характеризуя зелень тополей.

Символ монгольского зелёного цвета - это символ роста, увеличения, выращивания,возрастания.

У казахов есть цвет как — «ала» — «полосатый», который символизирует многоцветье мира.

Такими нитками обвязываются ножки младенца восьмеркой — почитаемый аксакал перерезает путы младенца с добрыми благопожеланиями в добрый путь.

Original url : ca-news.org

Only registered users can post comments. If you have account, please signin here.
Only registered users can post complaints. If you have account, please signin here.

No comments so far...