Последние публикации

Правильно ли мы воспитываем детей?


Правильно ли мы воспитываем детей?

Как известно, дети – наше будущее, наша надежда, наш бесценный капитал. Но что мы делаем, чтобы вырастить поколение детей, которые смогут не только продвинуть наше общество в его всестороннем развитии, но и быть счастливыми сами и быть в состоянии сделать счастливыми других? Общественный фонд "Диалог Евразия" провел дискуссию в формате круглого стола на тему "Правильно ли мы воспитываем детей?", посвященную проблеме воспитания детей и отношения взрослых к детям. Как известно, многие психологические, личностные, финансовые и социальные проблемы взрослых берут свое начало в детстве, формируясь в результате отношения к ним в детском возрасте. Как относиться к детям, нужно ли их воспитывать и как это делать? Как вырастить полноценного, здорового во всех отношениях, уверенного в себе человека, способного реализовать свои способности? Как вырастить поколение счастливых и полезных для общества молодых людей, придерживающихся основных человеческих ценностей - об этом был разговор с экспертами и практиками в этой сфере.

В дискуссии приняли участие Каримова Эльмира Умаровна, психолог, педагог, директор центра детского развития «Шамбала»; Кемелова Венера Кемеловна, Врач невролог высшей категории, психолог-психотерапев, кандидат медицинских наук; Сулейман Гумушсой, психолог, педагог, представитель компании «SEAR»; Рустам Атаев, директор столичной гимназии-интерната №71; Лира Эсенбековна Джураева, национальный директор SOS-детских деревень в Кыргызстане; Эмиль Уметалиев, руководитель компании «Кыргыз Концепт», общественный деятель; Искендер Ормон уулу- модератор.

Модератор: Что мы понимаем под «воспитанием детей», как в целом наше общество воспринимает понятие «воспитание» и как, на ваш взгляд, мы должны понимать этот важный вопрос в реалиях сегодняшнего дня?

Каримова Э.У.: Чаще всего наше общество под словом «воспитание» понимает свод инструкций, которые нужно выполнять. Но нужно говорить о воспитании как о явлении, которое должно начинаться в семье, и я считаю, что это прежде всего любовь, уважение, образец достойного поведения,- из этих казалось бы, маленьких и незначительных вещей и начинается на самом деле воспитание. Когда мы говорим «ыймандуу», «ыйманы жок», «тарбиялуу», «тарбиясы жок» – мы имеем в виду как раз эти вещи - умение общаться со старшими и младшими, умение не обидеть и т.д. Мы все живем по каким-то канонам, какие-то ценности есть у каждого из нас. А подчиняясь, порой, общественному понятию воспитания, мы иногда отказываемся от тех ценностей, которые есть. Самая большая ценность – это, собственно, любовь к ближнему. Я не религиозный человек, но я понимаю, насколько глубока эта фраза. Нужно прежде всего любить себя, любить человека, который находится рядом, и тогда, соответственно, окружение будет и к тебе относиться таким же образом. Это на самом деле такая азбучная вещь, которая, тем не менее, никак не укладывается ни в родительском, ни тем более, в общественном понимании. Это потому, что мы достаточно долго находились в директивном государстве, где в понятие «воспитание» не укладывались понятия «вправо» и «влево», где, образно говоря, ходить нужно было только строем и только вперед.

Модератор: На самом деле вопрос заключается еще и в использования самого слова «воспитание» или, по-кыргызски, «тарбия». Если смотреть на истоки, то слово «тарбия» пришло в кыргызский язык из арабского, его корень произошел от слова «рабава», которое буквально означает «заботиться», «ухаживать», «поднимать». Еще один смысл – «развивать что-либо от его начального состояния до максимально возможного». Но сегодня слова «воспитание» и «тарбия» несут в себе оттенок принуждения, навязывания своей воли, хотя истинное значение этих слов иное.

Венера Кемеловна, что Вы, как практикующий врач-психотерапевт, можете сказать о том, что такое «воспитание»?

Кемелова Венера: В чем суть самого воспитания? По идее, мы должны способствовать становлению человека, и в духовном и в физическом плане, чтобы он потом мог самореализоваться, самосовершенствоваться, мог найти себя в этой жизни. У нас часто говорят: «В садик, школу пойдет, там и воспитают», т.е воспитательную роль родители передали школе и десткому саду. Но на самом деле, воспитание действительно должно происходить дома. Это потому, что в период от рождения до трех лет ребенок живет в бессознательном мире, и на уровне бессознательного как губка впитывает все, что происходит вокруг. Это и отношения родителей между собой, и отношение родителей к ребенку, и отношения братьев и сестер, это весь порядок и устройство вокруг него и психологическая атмосфера в доме. Впитывая все это, он составляет себе сценарий будущей жизни, и все эти факторы, социальные и биологические, влияют на его развитие как личности в процессе его становления. Дальше, в младшем школьном возрасте ребенку прививается много различных «надо» и «не надо». Очень часто родители говорят детям, что нельзя врать, нужно быть честным, хорошим, т.е прививают ему мораль. Тем не менее, если ребенок видит, что родители врут друг другу или кому-либо еще, когда он обнаруживает эту явную ложь, у него возникают амбивалентные чувства и он думает: «Что же мне делать? Они говорят одно, делают другое». Чтобы этого не было, нужно быть просто честным перед ребенком. На все его вопросы желательно отвечать честно. Если ребенок не найдет ответ на свой вопрос дома, он пойдет за ним на улицу, и мы не знаем, как ему ответят те же сверстники или друзья. Поэтому, должна быть некая базовая платформа, которая должна воспитывать человека, давая ему социальное, физическое и психологическое воспитание, должна прививаться и любовь к труду. Тогда, вкупе со всем этим, мы сможем получить гармоничную личность.

Модератор: Выходит, необходимо родителей сначала воспитать?

Кемелова Венера: Вы правы, именно так. Вот мы, к примеру, выросли в тоталитарном государстве. В основном были установки типа «ты должен», «ты обязан». Многих воспитывали битьем, кнутом, потом может быть пряником. А ведь на самом деле, физического наказания по отношению к ребенку не должно быть вообще. Потому что любая жестокость в отношении ребенка потом порождает в ребенке тоже жестокость, враждебность, недоверие, трусость, низкую самооценку и склонность к насилию по отношению к слабым. Тогда, будучи подростком, такой ребенок будет проявлять жестокость по отношению к младшим детям или к животным, а став взрослым, он будет проявлять жестокость по отношению к членам своей семьи. На работе он будет слабым и неуверенным, а дома будет проявлять себя тираном. У нас очень многие мужья себя так ведут, я на практике вижу много таких случаев. Если говорить дальше, о том, как родителям относиться к ребенку в процессе воспитания, то, что мы имеем? Бить детей нельзя категорически. Но с другой стороны, дозволять ребенку абсолютно все, считая это проявлением любви, тоже неверно. Если мы его окружаем гиперопекой, как это часто бывает в семье с единственным ребенком, то кого мы получаем в таких случаях? Мы получаем ленивого эгоиста, ожидающего, что за него все сделают другие. Другой случай - если ребенка все время поощряют материально за все его положительные поступки, говоря, к примеру: «получишь пятерку, получишь столько-то денег», то, в данном случае, он начинает осознанно получать выгоду от того, что сделал положительного. В таком случае, в будущем мы рискуем получить лицемера и манипулятора. Поэтому очень важен сбалансированный и разумный подход в отношении к ребенку.

Модератор: Сулейман мырза, Вы много лет работали в Турции, сейчас работаете в Кыргызстане. Насколько я знаю, Вы работаете по новой методологии, которая сильно отличается от других, базируясь на познании личности. Расскажите пожалуйства о Вашей работе.

Сулейман Гумушсой: Наша компания «SEAR» ведет свою деятельность в 7 странах мира. Люди по своей природе одинаковы, в каком уголке планеты они бы не жили, у них схожие проблемы, потому и пути решения этих проблем также схожи. Как доказывает наука, процесс обучения ребенка начинается с четвертого месяца его внутриутробного развития. Психологи рассматривают человека с 3 аспектов – разум, душа и тело. Можно сказать, что у человека есть врожденный и приобретенный характер. Возможно, мы не сможем изменить его врожденные качества, но изменить его приобретенный характер вполне возможно. Изучение разума, души и тела ребенка, рассматривая их в отдельности, и выявление и выправление негативных и развитие лучших качеств ребенка на этой основе и является процессом воспитания. Самым легким из всего этого представляются качества, касающиеся тела, т.к если тело охвачено болезнью, его можно вылечить. Когда родители приводят ко мне детей, в первую очередь, я стараюсь выявить их уровень IQ (интеллектуальные качества) и EQ (эмоциональные качества), а также проанализировать их логику. Уровень IQ можно определить довольно быстро, но уровень EQ определяется сложнее. Мы определяем уровень EQ ребенка с помощью наших специальных тестов, затем предоставляем данную информацию родителям и даем рекомендации относительно того, как лучше относиться к данному конкретному ребенку. Мы также пытаемся изучать душу ребенка, и здесь также много нюансов и инпутов. К примеру, собравшись здесь, мы с вами обсуждаем одну тему, интересную всем, и мы настроены на позитивную волну. Но если кто-то сейчас скажет нечто вне темы, или произнесет что-то негативное, в нашем разуме и мыслях могут появиться паразиты. Также и в жизни детей есть много разных инпутов, впитываемых им – это и то, что он потребляет, то, как отдыхает, то, что слышит и видит – все эти факторы оказывают влияние на процесс его воспитания и развития. В основном мы работаем в рамках треугольника «ученик-учитель-родители», проводя совместные обсуждения и анализ в форме диалога и беседы. Выявив посредством тестов текущее состояние ребенка, мы работаем над тем, чтобы поднять его до максимума. Если обратиться к понятию «успеха», то его можно описать как «высокий уровень или высокое качество полученного продукта». Но мы смотрим на это иначе, для нас критерий оценки успеха – это то, насколько человек смог реализовать свой потенциал, насколько использовал свои возможности. Другими словами, мы рассматриваем уровень использования потенциала. Я бы очень хотел, чтобы таких собраний как это, было как можно больше, чтобы информация распространялась шире и доходила до как можно большего числа семей, поскольку сегодня люди во всем мире используют свой потенциал максимум на 30-35%.

Модератор: Теперь мне хотелось бы предоставить слово директору столичной гимназии-интерната №71, Рустаму Атаеву. В руководимой Вами гимназии реализуется уникальный опыт, расскажите о нем пожалуйста.

Рустам Атаев: В нашей школе реализуется пилотная программа, инициатором которой является Президент КР, Атамбаев А.Ш. Во времена СССР круглые сироты обучались в интернатах, отдельно от детей из обычных семей. А в рамках нашей программы круглые сироты обучаются вместе с обычными детьми, кроме того, для того чтобы они легче интегрировались в общество и смогли в будущем найти свое место в жизни, параллельно с образованием мы стараемся дать им начальное профессиональное образование (парикмахер-стилист, швея-закройщица, плотник, водитель категории ВС) и знание иностранных языков (английский, турецкий, корейский). Данная программа была открыта для того, чтобы дети сироты адаптировались в обществе с малых лет, не были отделены от других детей из полных либо неполных семей. В настоящее время в нашей школе обучаются 700 детей, из них 200 – круглые сироты; 50 – полусироты, у которых нет отцов и 450 городских школьников, из которых 150- либо дети из неполных семей либо дети трудовых мигрантов, родители которых отсутствуют. Круглые дети принимаются в школу по решению суда, согласно 37 статье Кодекса КР о детях, и передаются под нашу опеку. Таким образом, у нас обучаются совместно дети из 4-х социальных прослоек - круглые сироты, полусироты, дети из малообеспеченных семей и дети из полных семей. Все они успешно адаптируются в единой среде, и этот метод показывает успешные результаты.

Здесь была озвучена очень хорошая информация, основанная на науке, о том, что отношение к ребенку должно строиться на основе совокупного анализа его разума, души и тела. Работая с детьми ежедневно, мы многое видим и многому удивляемся, но наряду с этим, мы осознаем, что нашего образования недостаточно для работы с этими детьми, и поэтому наши учителя постоянно работают над повышением своего профессионального уровня, много читают, иначе сложно. Потому что дети-сироты являются своего рода индикаторами общества, смотря на них, мы понимаем, что главная проблема нашего общества сегодня - это разрушенные семейные ценности. Говорят, что раньше в детдома никогда не попадали дети кыргызов, сегодня же родители сами приходят ко мне и спрашивают, как они могут передать нам своих детей. Когда мы говорим о том, что их могут лишить родительских прав, они отвечают согласием, надеясь, что ребенок поймет их в будущем, главное, чтобы выучился. Это дети, имеющие родителей, а есть ведь еще дети и трудовых мигрантов, и других социальных прослоек. Здесь основная проблема в том, что ребенок не дополучает так необходимую ему родительскую любовь и ласку. Но любовь и ласка – это безграничные чувства, и их может хватить на всех, если давать их. Мы осознаем важность этого, стараемся дать своим ученикам именно это. Мы стараемся создать атмосферу любви и заботы, ведь как говорится в кыргызской пословице – каким является окружение, таким и вырастет человек.

Модератор: Здесь присутствует Лира Джураева, национальный директор SOS- детских деревень в Кыргызстане. Лира Эсенбековна, расскажите, пожалуйста, о работе SOS-деревень в кыргызстане и Вашем понимании воспитания детей, нужно ли их по-вашему воспитывать?

Лира Джураева: Во-первых,большое спасибо, тема очень актуальная, очень важная. Мы, также как и Рустам-мырза, тоже практики, не теоретики, мы также работаем с детьми-сиротами. В Кыргызстане ОФ “SOS -детские деревни” существует с 1996 года, в этом году нам исполняется 20 лет. За 20 лет у нас из системы вышло более 200 детей, на первый взгляд это кажется очень небольшой показатель. Но дело в том, что дети к нам попадают также как Рустам мырза рассказал, строго по решению суда и по рекомендации Комиссии по делам детей либо органов ПСД. Либо это круглые сироты, либо дети, родители которых лишены родительских прав. Т.е мы не элитное учреждение, мы детей к себе не выбираем. К нам попадают дети от 3 лет до 14, выходит же ребенок из нашей системы в 23 года. Мы выводим в жизнь человека, который уже является зрелой личностью, у которого уже есть высшее либо профессиональное образование, у многих есть жилье, прописка, опыт работы, т.е это уже готовый к жизни человек со всеми социальными и жизненными навыками. Поэтому у нас не такая большая цифра- 200 человек, но это очень качественный показатель, в том смысле, что все наши выпускники становятся достойными гражданами, они работают, платят налоги, ни у одного из них нет проблем с законом, многие из них создали семьи, они устроены, имеют свое жилье, имеют детей. Второй вектор нашей работы- это профилактика социального сиротства, т.е мы работаем с теми семьями, которые приходят к нам и говорят : «Заберите моего ребенка, вы по крайней мере его тут три раза кормить будете». Здесь главный для нас показатель – чтобы ребенок не попал в детское учреждение. Мы работаем с такими семьями по всем показателям, оказывая им юридическую, образовательную поддержку, т.е мы проводим для них семинары и тренинги, т.к многие из них отказываются от детей не только потому, что не могут их содержать, а потому что они не знают, что такое быть родителем. Мы оказываем им также поддержку материальную. Данный проект стратовал в 2006 году, уже 10 лет работает эта программа в направлении профилактики социального сиротства, и за это время более 11000 детей остались в кровной семье. Это очень хороший показатель, ведь ребенок воспитывается в семейном окружении. Психологи подтвердят, и это общеизвестно, что если для ребенка нет физических, психологических и других угроз, то ему лучше жить со своими родителями, или родственниками, если нет родителей, главное, чтобы это была кровная связь, биологическое родство. Также за эти 10 лет более 400 родителей получили от нас поддержку, в результате чего сохранились их семьи.

Что касается воспитания детей, то мне очень приятно, что наша программа работает на основе тех ценностей, о которых мы здесь говорим. Хочу со своей стороны добавить, что прежде чем говорить о воспитании, нужно прежде всего увидеть в ребенке личность и нужно научиться принимать его выбор. Мы можем его не одобрять, но как родители, как опекуны, мы должны научиться принять и уважать его выбор. Потому что прежде всего если ты увидел личность в ребенке, ты будешь уважать его путь и выбор, не говоря о том, что это будет криминальный путь, ведь воспитание и заключается в том, что рассказать ребенку, что есть хорошо, а что плохо, но ни в коем случае не навязывать ребенку свою модель жизни. Ребенок должен сам выбирать, а для того чтобы он выбрал правильные вещи и нужно воспитание. Вы сами того не подозревая, задели очень важный аспект воспитания, что прежде нужно научить родителей быть родителями. В наших детских деревнях все опекуны, которые непосредственно заняты работой с детьми, проходят огромное количество тренингов каждый год. И благодаря этому они умеют строить отношения с детьми правильно. Конечно, бывают ошибки у всех, и у нас, мы все люди. Но когда я начала работать в системе детских деревень, я поняла что если бы у нас можно было бы сделать такую вещь на государственном национальном уровне, и все люди, которые решили завести ребенка, должны были бы пройти определенную школу родителей, тогда у нас был бы шанс на то, чтобы воспитать здоровое, как физиологически, так и психологически, нормальное социальное общество. А еще я хотела бы сказать о детях мигрантов – по моему мнению, психологи и социологи сегодня должны бить тревогу, ведь если мы в масштабах государства не предпримем конкретных шагов, мы рискуем, что наше общество вырастет из детей трудовых мигрантов, которых недолюбили, недоласкали, недодали внимания именно родители, ведь детям, прежде всего, нужны их мама и папа, и только потом все остальные родственники. Ну и конечно нужно учитывать масштабы этой катастрофы. Мы с вами тут не решим эту проблему, эту проблему нужно решать на уровне ЖК КР, Правительства. Также очень хочется подчеркнуть, что воспитание или тарбия, смысл и корни которого Вы очень хорошо раскрыли, оно начинается с семьи и заканчивается в семье. Какие мы ценности заложим в ребенке, такие и получим. Воспитанием ребенка должна заниматься его семья, причем как непосредственно родители, так и бабушки, дедушки, дяди, тети и другие родственники. Потому что изначально ребенок самоидентифицируется в семье. И совершенно верно сказал Сулейман бей, что воспитание ребенка начинается с периода его внутриутробного развития. Поэтому врачи рекомендуют беременным женщинам разговаривать со своим ребенком, показывать ему свою любовь, разговаривать со своим мужем так, чтобы ребенок понимал, что родители любят друг друга.

Модератор: Но мы можем предложить свои конкретные пути решения проблемы. Нужно добавить, что не только безработные, но часто и состоятельные родители не знают как правильно относиться к детям. Очевидно, что основная проблема лежит в семье, в том, что многие родители не знают, что нужно делать, чтобы выростить полноценного, успешного и счастливого человека.

Среди нас находится также Эмиль Уметалиев, руководитель компании «Кыргыз Концепт». Эмиль мырза является не только успешным предпринимателем, но и педагогом, психологом и примерным отцом. Такими качествами могут обладать и другие люди, но не много таких, кто старается довести эту информацию до общества, проводя тренинги и семинары. Эмиль мырза, поделитесь с нами своим мнением относительно воспитания детей.

Эмиль Уметалиев: Именно потому, что я не являюсь ни педагогом, ни психологом, потому что я осознал, что являюсь плохим на самом деле отцом, я стал переживать и активно искать информацию, и в итоге многое узнал. А после того, как узнал, я просто действую - провожу семинары, дискуссии, участвую в строительстве школ, являюсь членом Правления университета. Вот так, потихоньку и накапливается опыт. А главная причина – это понимание того, что мы многого не знаем, мы сильно отстали, мы все это осознаем, но не можем найти выхода из сложившейся ситуации, что и привело нас к сегодняшнему положению дел. Теперь приступим к предложениям. Мое первое предложение – готовить передачи на эту тему и широко транслировать их по радио. Благо, перед нами сидят готовые специалисты по этой теме. Как минимум один час в неделю, если возможно, по одному часу ежедневно, чтобы все могли это слышать. Не нужно зацикливаться на языковом вопросе – пусть передача будет на двух языках, пусть вперемешку, главное - содержание. Далее нужно искать более широкие медийные возможности. Также должна быть сила в виде проекта, и мы должны подкреплять это локальными мероприятиями. Дискуссии на эту тему проводились в частном порядке, но чтобы так, как здесь сегодня официально собрались за одним столом эксперты и общественные деятели для обсуждения этой насущной проблемы, лично я вижу впервые. Для начала, мы, собравшиеся здесь заинтересованные люди, могли бы хотя бы один раз в месяц проводить собрания с группами родителей на тему отношения к детям, потом к команде могут присоединиться и другие люди. Разделившись на группы по 5-6 человек, можно выезжать в регионы и проводить там семинары, организовав своего рода караван, назвав его, к примеру, «Караван дискуссий» или «Пикир караваны». Можно начать с проведения подобных семинаров в г.Бишкек, затем, накопив опыт, можно отправляться по регионам. В моем понимании, такие дискуссии и радиопередачи должны проводиться беспрерывно. Затем, можно передавать знания и опыт, и создавать новые обучающие группы, к примеру, 5 человек могут обучить еще по 5 человек. Вот тогда мы сможем решить эту большую проблему.

Начиная с 1917 года, как вы знаете, государство национализировало не только имущество граждан, но и отнимало детей у родителей, говоря, что теперь государство решает, как их воспитывать. Если мы хотим лучше понять этот вопрос, можно просто обратиться к фильму «Первый учитель», там это очень хорошо показано, когда детям навязывали поклонение Ленину, партии и комсомолу. И вот как взяло в 1917 году государство на себя прерогативу воспитания детей, так мы, родители, до сих пор и не переняли назад на себя эту функцию, мы все еще далеки от этого, как с научной, так и духовной точки зрения. Как уже было сказано, родители, отдав детей в школу и детский сад, считают на этом свой родительский долг исполненным. А в развитых странах родители строят школы, контролируют их работу, не снимая с себя родительские обязанности, школы же и детские сады сотрудничают с родителями, являются их партнерами, а не теми, кому передали детей на воспитание и обучение.

К тому же нельзя забывать и еще одну очень важную вещь, мы не всегда говорим об этом, но должны понимать это - что любая власть стремится установить свою философию и политику. Сегодня наш мир очень разнообразный и мультикультурный, но основная сила – это сила под названием «все решает государство» в тоталитарной стране и «все для гражданина» в демократической стране. В демократических странах считают, что если вырастет свободный и независимый гражданин, то он сможет впоследствии отстоять и свою, и общественную свободу. А авторитарные режимы - это то, что мы с вами знаем. Каждый человек- это винтик в системе, он должен честко знать лишь инструкцию, при этом инструкция может быть для каждого своя - как для дворника, так и для доктора наук. Не имея возможности выйти за рамки инструкции, человек лишь исполняет возложенные на него властью обязанности. Итак, государство или страна, гражданин или режим? Мы, чтобы быть в состоянии воспитать свободного гражданина, живущего в соответствии с общечеловеческими ценностями и знающего свои права, в первую очередь, должны заняться широкой десталинизацией. Как вы знаете, Сталин в первую очередь был тираном для своей семьи, он подверг гонениям свою жену, его дети бежали от него, причем бежали не только от самого Сталина, но и из России в целом, послушайте Светлану Аллилуеву, которая говорит: «Я ненавижу Россию!». Его семейный диктат и тиранизм, его философия проникли во всю систему. Мы должны глубоко осознать это, и освободиться наконец от этого. В какую сторону нам двигаться, возможно, нашим политикам сегодня это не ясно, но я надеюсь, что нам, возможно, это понятно, поскольку в мире есть сложившаяся система общечеловеческих ценностей. Они закреплены в конвенциях ООН. Эти конвенции, сформированные на основе достижений мировой науки и мысли, опыта развитых стран, и являются тем направлением для нас, мы должны хорошо ознакомившись с ними, стараться следовать им. Ибо наше направление и определяет наши действия – это либо реализация политики авторитарного государства, либо обустройство жизни в соответствии с высшими человеческими ценностями, с осознанием ценности человека. К этому небольшое примечание - ученые, исследовавшие причины отсталости СССР, приводят такой фактор – несмотря на успехи СССР в отдельных отраслях науки, мы сильно отстали в общественном развитии, и главной причиной этого является то, что в советское время было приостановлено развитие таких наук как психология, социология, генетика, кибернетика, а особый упор делался на марксизм, ленинизм и философию, причем философия, по сути была, обращена в пропаганду. Вот так мы и отстали на добрые 80 лет. А ведь ребенок имеет непосредственное отношение к и психологии, и социологии, и генетике, и кибернетике. Я тоже в последние годы увлечен методикой Монтессори, взглядами Алисы Миллер, Януша Корчака, и на основе этого я провожу семинары. Мои презентации длятся по 5-6 часов без снижения интереса слушающих. Хочу поделиться с вами своим мнением – я лично отказался от слова «воспитание», вы не встретите его в моих презентациях. Почему – потому что проанализировав свой жизненный опыт, думая о том, в каком направлении нужно двигаться и от чего отталкиваться, я пришел к выводу что слово «воспитание» уже изжило, дискредитировало себя, оно девальвировало. Мы все согласны с первоначальным смыслом этого слова, но оно утратило это значение, обрело другой, загрязненный смысл. Я считаю, что нельзя более пользоваться этим словом, т.к сегодня оно несет в себе смысл регуляции, принуждения, применения силы. Нужно забыть это слово, подобрав новые слова для новых понятий. Я часто бываю в успешных странах Европы, там также не применяют это слово, сегодня они даже отдаляются от слова «teaching» (обучение). На входе в школы у них висят миссии школы, начинающиеся со слова «inspiring» (воодушевлять, вдохновлять). Они работают с лозунгами «Respect, love and help to inspire», означающими «Уважение к личности, любовь и способствование вдохновлению, воодушевлению личности». Они уважают ребенка с самого его рождения, принимают его таким, какой он есть, не устанавливают рамки, не стремятся вылепить из него нечто по своему усмотрению и не говорят ему «ты такой-то, не будь таким как тот, будь таким как этот». Возьмите к примеру Ника Вуйчича, которого родители приняли таким, какой он есть - безруким, безногим, и которому они помогли стать одним из самых успешных людей на Земле. Я бы очень хотел увидеть его родителей, они для меня - настоящая загадка, я поражен тем, как они смогли воодушевить своего сына настолько, что он не только живет активной жизнью, но и достиг такого уровня успеха. Вот с таких родителей мы должны брать пример. Если быть конкретным, то у меня есть следующие предложения. Первое - перенимать опыт таких родителей, как родители Ника Вуйчича, перенимать и широко распространять опыт того, как относятся к человеку в по-настоящему правовых государствах, в которых не только уважают личность ребенка, но и принимают его таким как есть, и даже детей с физическими особенностями растят успешными и счастливыми людьми. Второе - это система образования Финляндии. Сегодня даже Америка признает, что финское образование сильнее американского, пример образования Финляндии является своего рода эталоном. Третье - применение методики и рекомендаций Монтессори, Януша Корчака и Алисы Миллер. Вот и все, не нужно распыляться, весь развитый мир достиг успеха, применяя их опыт. И мы должны сфокусироваться на этих трех вещах. Мы должны доводить это до общества, до родителей, применяя все меры, до исчерпания всех возможностей. Особенно необходимо разъяснять это отцам, поскольку матери итак интересуются этой темой, они стараются, они добры и милосердны к детям по своей натуре, отцам же часто все равно, и чаще всего атмосферу в доме портят именно отцы. К примеру, Ли Куан Ю в основном обращался к мужчинам, и это было очень действенно. Также и мы должны заразить новыми ценностями сначала отцов, чтобы выровнять баланс.

Модератор: Я хотел бы добавить, что Эмиль Уметалиев побывал в 50 странах, и непросто побывал, а внимательно изучал эти страны, обязательно посещая их образовательные учреждения и библиотеки. По его рекомендации я прочитал книгу «Why nations fail», в которой говорится о том, что «общество лишь тогда сможет развиваться, когда оно открыто для новшеств и заинтересовано в обновлении, когда оно открыто для связи с другими обществами». И действительно, если смотреть на нашу историю, всегда наше развитие было связано с моментами активной связи с другими культурами и цивилизациями, возьмите, к примеру, Великий шелковый путь, связывавший Европу и Азию. В последнее время у нас часто упоминается методика Монтессори, Эльмира Умаровна даже назвала ее образом жизни. Немного ознакомившись с ней, мы понимаем, что действительно, это хорошая методика, соответствующая и нашим ценностям, и нашим законам, и нашей религии, но отличие лишь в том, что в развитых странах ее действительно применяют на деле. Расскажите нам, пожалуйста, подробнее о ней, Эльмира Умаровна.

Каримова Эльмирa: Вот уже 9 лет нашему детскому саду, и мы уже думаем об открытии альтернативной школы. Почему я схватилась за методику Монтессори? Думаю, что это продиктовано в первую очередь моим материнским и педагогическим состоянием. Сейчас, оглядываясь назад, я вижу, сколько ошибок я допустила, сколько всего можно было дать в свое время моим детям. Я решила не допускать тех ошибок теперь по отношению к внукам. Что такое методика Монтессори? Говорится: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Свобода - это осознанная необходимость, а осознанность дает чувство ответственности. Выбор должен быть, но любой выбор – это ответственность. У нас ребенку дают на выбор одно печенье из 4-х, и говорят ему «выбирай одно». Он понимает, что может выбрать только одно из 4-х, и если оно окажется невкусным - это его проблемы. И вот тут он берет на себя ответственность. У нас дети с 1, 5лет, и, начиная с этого периода, ему предоставляют свободу выбора наряду с ответственностью. Когда с ним начинаешь говорить как с равным, когда он начинает брать на себя отвественность за свой выбор, это помогает ему стать большим человеком, осознанно делать выбор. Вот и все, что мы делаем. Поэтому, я никогда не говорю «я воспитываю детей» или «я развиваю». Потому что нельзя отдельно развивать логику ребенка, математические способности и т.д. Это все должно делаться одновременно и в совокупности. А для этого должна быть соответствующая среда, доступная ребенку. В среде должен быть доступный материал, причем на уровне детских глаз, в среде должен быть педагог, который говорит на двух языках, чтобы было билингвальное образование, и должна быть система уважения к ребенку, и тогда у него все это будет получаться. Свобода выбора и дисциплина – вот это две вещи, которые идут рядом, как это ни парадоксально, в системе Монтессори. «Если я выбираю, значит, именно я ответственен за то, что я делаю». Психологи отталкивались от возрастных особенностей, а Мария Монтессори пошла глубже. Вот раздел математики- это совершенно особый раздел, это математика, которую можно потрогать руками. Когда она начинала, она опиралась на работы многих предыдущих психологов, но она единственная дала определение понятию «сензитивный период» или «особо чувствительный период». И оказывается, у детей этот сензитивный период начинается прямо с рождения, и самое его максимальное состояние длится до 6 лет. А мы как растим в это время своих детей? Для нас самое главное – чтобы он был рядом, был жив-здоров, не поранился, был напоен – накормлен. «Эти оорубаса болду», как у нас говорят. Вот так мы и растим детей до 6 лет, несколько попустительски. А это самый важный, экстренный, можно сказать, участок развития человека вообще, и поэтому в это время ребенку надо давать максимально и свободу, и любовь, и уважение, если мы хотим вырастить действительно гармоничную личность, а не просто обычного человека. И когда наши выпускники поступают в школы, а мы уже сделали пятый выпуск в этом году, я вижу какие у них результаты, им предлагают сразу пойти во второй класс. Самое главное у Марии Монтессори - это нормализация ребенка, но под понятием «нормализация» здесь имеется ввиду умение концентрироваться, умение самоорганизоваться, умение самодисциплинироваться. Вот тогда наступает внутренняя организация. Как это достигается среди детей от 1,5 до 6 лет? Я объясню. Мы работаем на то, чтобы развить оба полушария мозга одновременно, делая такие вещи, в которые вовлекаются и левое и правое полушария одновременно. Когда ребенок моет стол, некоторые мамы приходят и говорят: «За что я плачу деньги, за то, что он моет стол здесь? Да он и дома может мыть стол». Я говорю, «Пожалуйста, мойте дома, и чем чаще, тем лучше». И перекладывать фасоль он и дома может, перекладывайте. Но вы же при этом не соблюдаете элементарных законов физики и физиологии развития. Слева направо, переплет – вот наши движения. Например, есть урок заплетания косы. Что, казалось бы, сложного. Но ребенку это трудно, он только к определенному возрасту это осваивает. Потому что у мальчиков активно работает одно полушарие мозга, у девочек другое. Но у ребенка оно еще не выделяется, оно формируется к шести годам, поэтому и левши и правши определяются к этому возрасту, до этого ребенок владеет обеими руками. И многие упускают вот этот момент, когда можно сохранить это и дальше. А мы даем детям такую возможность. Есть разница и в восприятии информации взрослым человеком и ребенком. Взрослому не нужно ни визуальной картинки, ни объемной, чтобы потрогать, он послушает, запомнит и поймет. А дети воспринимают информацию иначе, через то, что потрогали и совершили с ним какие-то действия. Без этого знание к ребенку не приходит.

Модератор: Значит, в селах применять эту методику легче, не так ли? Ведь дети там растут, трогая и пробуя практически все, что хотят.

Каримова Эльмира: Да, там многое позволяется, и это хорошо. Чаще всего в городских семьях начитанные мамочки многое запрещают ребенку, пытаясь оградить его от опасности. Но у ребенка от рождения есть порог опасности. Мы же не доверяем ребенку с самого начала. И это недоверие обычно нарастает, далее оно часто переходит в гиперопеку. Мы растим ребенка, ограждая его от внешнего мира, а потом хотим, чтобы он буквально врезался в этот мир. Вопрос социализации сегодня стоит остро, почему? Люди переломали понятие социализация, они его превратили в понятие коммуникации. Если ты хорошо говоришь, если ты можешь общаться, значит, ты социализирован. Нет, далеко нет. Если ты можешь уступить, если ты можешь быть терпимым, если у тебя есть внутренний стержень, и если ты можешь свою точку зрения отстоять не в драке и с кулаками, а в обхождение всего этого, то вот тогда это социализация. Вот этому мы и учим детей по методике Монтессори. Когда мы видим, что ребенок безвольный, мы не понимаем, что мы задушили его волю еще там, в раннем детстве. Когда ребенок способен за что-то отвечать, что-то выбирать, производить какие-то действия, вот тут тихо-тихо растет воля. А если учитель или воспитатель детского сада говорит: «Встань немедленно!», «Сядь сейчас же!» или «Слушай ме

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у вас есть аккаунт на сайте, пожалуйста, войдите.
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять запросы в Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста войдите.

Пока ни одного комментария...