Последние публикации

"Ritmeurasia": Как узбекская армия стала сильнейшей в Центральной Азии (II)

"Ritmeurasia": Как узбекская армия стала сильнейшей в Центральной Азии (II)

Что касается кадрового обеспечения ВС РУз, то за прошедшие два десятка лет здесь отмечается явный прогресс в деле подготовки национальных кадров. Распад Советского Союза и разделение ВС СССР по национальным республикам привели к массовому оттоку значительной части офицеров (в начале 1990-х местные военные кадры составляли всего лишь 0,6% от их общего числа в ТуркВО), и МО РУз пришлось почти заново создавать систему подготовки офицерского состава (впрочем, на основе опыта советского военного строительства).

Тогда в Узбекистане действовали три высших военно-образовательных учреждения – Ташкентское высшее общевойсковое командное училище, Чирчикское высшее танковое командно-инженерное училище и Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище. Впоследствии появились новые военные вузы (Джизакское высшее военно-воздушное училище летчиков, ряд военных кафедр при гражданских вузах), и Академия вооруженных сил, которая отвечает за подготовку высшего командного состава, координирует разработку военных стратегий и доктрин. Определенное количество военных специалистов на основании существующих договоров стало готовиться в профильных военно-учебных заведениях России. По различным программам часть офицерского состава прошла подготовку на различных курсах в военных центрах США, Турции, Китая и ряда других стран.

Комплектование ВС РУз – смешанное. В Узбекистане существуют четыре вида воинской службы: по призыву (срок 12 месяцев, а для лиц с высшим образованием – 9 месяцев), в мобилизационном призывном резерве (один месяц), по контракту и в резерве. В настоящее время республика располагает многочисленным призывным контингентом. Среди молодежи престиж военной службы очень высок, поэтому число добровольцев, стремящихся служить, значительно превышает количество вакансий, так что призывников и контрактников отбирают на конкурсной основе.

С приходом к власти в Узбекистане Ш. Мирзиёева начавшиеся в республике масштабные реформы не могли не затронуть и военную сферу. Укрепление оборонного потенциала страны стало одним из пяти приоритетных направлений предложенной новым руководителем Стратегии действий по дальнейшему развитию Узбекистана в 2017-2021 годах. Более того, регулярные выезды президента в пункты постоянной дислокации частей и на полигоны для наблюдения за войсковыми учениями с целью изучения состояния боеготовности и оснащенности вооруженных сил выявил ряд системных проблем – начиная от кадровых вопросов, оснащения войск, социальной защиты военнослужащих до организации военно-патриотического воспитания молодежи и военнослужащих.

Неудовлетворенность положением дел в ВС РУз стало поводом для проведения в начале текущего года расширенного заседания Совета национальной безопасности с привлечением представителей законодательных органов власти (кстати, достаточно редкое для РУз аппаратное мероприятие). На нем президент Ш. Мирзиёев подверг резкой критике деятельность руководства военного ведомства, отметив, что «многие должностные лица в министерстве обороны не оправдали оказанного доверия, показали себя пассивными и безынициативными, не могут и не умеют самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. К сожалению, в результате военачальники зачастую привыкли работать по указке сверху».

Были смещены со своих постов более 70 должностных лиц из числа генералов и старших офицеров, в т.ч. министр обороны генерал-полковник К. Бердыев, начальник Генерального штаба и командующие военными округами. Новым руководителем МО РУз стал бывший министр МВД генерал-майор А. Азизов. Правда, это кадровое решение вызвало определенное недоумение в экспертных кругах, поскольку на пост руководителя военного ведомства был назначен человек хоть и в погонах, но не имеющий базового военного образования. Тем более что А. Азимов привел с собой в МО свою команду из числа сотрудников министерства внутренних дел, которые заняли ряд руководящих должностей. Чуть позже президент Узбекистана все-таки принял решение усилить руководство военного ведомства кадровым военным, назначив советником в МО бывшего первого министра обороны РУз генерал-полковника Р. Ахмедова.

В январе с.г. Ш. Мирзиёевым был также утвержден закон «Об Оборонной доктрине Республики Узбекистан» (первая оборонная доктрина РУз была утверждена указом И. Каримова еще в 2000 году). Новый документ учитывает динамику нынешнего развития ситуации в мире и регионе ЦА, а также необходимость адекватного реагирования на возникающие вызовы и угрозы, приоритеты и возможности страны. Исходя из этого, в доктрине определены принципиальные подходы и направления политики Узбекистана в области обороны, а также основы военно-экономического обеспечения оборонного потенциала страны, в том числе перспективных направлений развития национального военно-промышленного комплекса.

Намечены и меры по переоснащению войск современными видами вооружения и военной техники, совершенствованию системы организационного построения ВС – специфики применения войск, а также меры по социальной поддержке военнослужащих. Что характерно, доктриной не предусмотрено участие армии Узбекистана в военных действиях и операциях за пределами республики, а также размещение на своей территории иностранных военных баз и объектов. Кроме того, РУз по-прежнему декларирует дистанцирование от военно-политических союзов и коалиций.

Исходя из обозначенных целей, новым руководством МО РУз начат пересмотр оперативных задач военных округов, проводится обновление организационно-штатной структуры соединений и частей на предмет повышения их мобильности и управляемости в условиях автономных действий в труднодоступных горных районах. В войска в ближайшее время планируется начать поставку новейших видов вооружений. Акцент – на закупку средств ПВО и вертолетов, бронетанкового вооружения, артиллерийских систем и средств связи.

Выполнением последней задачи, кстати, займется созданный в ноябре 2017 года Госкомитет по оборонной промышленности Узбекистана на основании утвержденной ранее программы по приобретению продукции военного назначения, ремонту и модернизации имеющейся на вооружении техники на 2017-2021 годы. Кроме того, согласно указу Ш. Мирзиёева, с 1 июля нынешнего года деятельность, связанная с разработкой, производством, ремонтом, переработкой и ликвидацией военно-технических средств, будет осуществляться на основе лицензий, выдаваемых новым Госкомитетом.

Как бы реализуя на практике еще старый советский лозунг «Народ и армия едины», в начале 2018 года в каждом регионе республики (а это – 12 областей, автономная республика Каракалпакстан и столица г. Ташкент) были сформированы т.н. военно-административные сектора, целью которых, по заявлению представителей МО РУз, является укрепление взаимодействия командования частей и подразделений ВС с местными органами власти и общественностью. Разработанные «дорожные карты» на 2018 год предусматривают развитие в каждом из военно-административных секторов инфраструктуры военных городков и полигонов воинских частей, обеспечение рабочими местами членов семей военнослужащих, а также содействие органов власти и общественных организаций в деле воспитания молодежи. В соответствии с решением президента Узбекистана, руководителями военно-административных секторов являются главы регионов, которые несут персональную ответственность за возложенные на них задачи.

Таким образом, новое руководство страны, исходя из достаточно сложной военно-политической обстановки в регионе, обусловленной в первую очередь неурегулированностью внутриафганского кризиса, и несмотря на имеющийся ряд проблем системного характера в состоянии национальных вооруженных сил, намерено уделять первостепенное значение поддержанию их боевой готовности, развитию и оснащению современным вооружением. Как представляется, во многом это будет определяться успехом начатых экономических реформ внутри самой республики, а также выбором внешнеполитических приоритетов и практической наполненностью военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

"Ритм Евразии", Олег СТОЛПОВСКИЙ, 20.05.18

Ссылка на оригинал публикации : inozpress.kg

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у вас есть аккаунт на сайте, пожалуйста, войдите.
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять запросы в Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста войдите.

Пока ни одного комментария...