Последние публикации

Южная и Центральная Азия: Огромный рынок, новые возможности

Южная и Центральная Азия: Огромный рынок, новые возможности

В Душанбе собрались предприниматели Афганистана, Кыргызстана, Пакистана и Таджикистана обсудить возможности торгового сотрудничества между Южной Азией и Центральной. Посол США в Таджикистане Сьюзан Эллиот отметила: "Южная и Центральная Азия не используют торговые возможности, которые были бы полезны всем странам регbона. Строительство железной дороги Туркменистан-Афганистан помогло бы возобновить Шелковый путь".

Недавно представители бизнеса двух регионов посетили США, чтобы изучить опыт НАФТА (соглашения о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой) для строительства Шелкового пути. От Кыргызстана в этой поездке участвовал руководитель института консультантов Азамат Аттокуров. Он делится своим мнением с читателями Capital о выходе Кыргызстана к морю, о роли мелкого бизнеса в установлении политической устойчивости Афганистана.

Индия с миллиардным рынком, нефтяные гиганты Иран, Туркмения, Азербайджан и Пакистаи Шелковый пути, который может дать возможность странам ЦА выхода к морю.

ВЫГОДЫ КЫРГЫЗСТАНУ

Можно сказать, что у нас и нет торговли с Южной Азией. Возможности этого рынка до сих пор не исследованы. Я собираюсь вскоре исследовать этот большой рынок с позиции заинтересованности в нем Кыргызстана. Наша цель – показать альтернативу правительству. Кроме того здесь важно подсказать принцип бизнеса, что нельзя складывать все яйца в одну корзину. Правительство Кыргызстана сейчас заявляет, что с вступлением в Таможенный союз для нас открывается 17-миллионный рынок. Но при этом не рассматривают рынки, которые по объему в несколько раз превышают рынок ТС.

Те же Индия, Пакистан Бангладеш в большом количестве употребляют мясо. Конечно, они в основном едят птиц, так как мясо скота намного дороже, и не все могут себе его позволить. К примеру, Индия импортируют мясо ягнят из Австралии, килограмм ягнятины доходит до $30, примерно 1500 сомов. Если сравнить с мясом на рынке Кыргызстана, это в 4 раза дороже. Мы могли бы им экспортировать мясную продукцию.

Афганистан остро нуждается в электричестве. Конечно, сейчас нам самим не хватает энергоресурсов, но если мы этот вопрос будем рассматривать на перспективу, то это огромный потенциальный рынок. В то же время, мы могли бы найти альтернативу российской нефти благодаря сотрудничеству с Ираном. Что снизило бы не только экономическую зависимость, но и политическую зависимость Бишкека от Кремля.

Порт Карачи в Пакистане самый ближайший к нам. У Кыргызстана нет выхода к морю, что является серьезной препоной для развития внешней торговли. Мы могли бы отправлять весь груз в Карачи, чтобы морским путям переправлять на другие рынки.

Конечно, существуют и серьезные риски. Никто не может гарантировать контроль наркотрафика через Афганистан. Поэтому всему региону и в том числе нам очень важна политическая стабильность в Афганистане и в северном Пакистане. Мы должны быть не только заинтересованы в этом, но и способствовать этому.

И здесь на мой взгляд важную роль играет малый бизнес. В Афганистане и на севере Пакистана люди живут очень бедно,их источники доходов также ограничены. И либо приходится брать в руки автомат и становиться террористом, или же выращивать опий. К сожалению других способов зарабатывать на жизнь там нет. И это замкнутый круг люди становятся террористами и убивают условия для бизнеса. Если бы мы могли способствовать стабильности в регионе, то нам бы открылись возможности доя бизнеса, и у людей поменялось бы сознание....

Еще один важный момент: торговля в Центральной и Южной Азии должна быть взаимно свободной, без препятствий. Здесь показателен пример НАФТА (Свободная торговая зона между США, Канадой и Мексикой). Эта организация в отличие Евросоюза и Таможенного союза не стал создавать наднациональных органов, которые принимают те решения, которые выгодны тому или иному участнику альянса. Здесь просто свободная торговля между тремя странами без пошлин. Кстати, у них нет препон для товаров из третьих стран. Это потому, что НАФТА была создана снизу вверх. Если ТС создан по решению глав государств, то НАФТА создавалась по инициативе бизнес сообществ.

Азамат Аттокуров,

Специально для Capital

Ссылка на оригинал публикации : ru.capital.kg

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у вас есть аккаунт на сайте, пожалуйста, войдите.
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять запросы в Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста войдите.

Пока ни одного комментария...